"Beskonečnost'", "Džym Puhovka…" y "Ostrov sobak". 6 fyl'mov maja

2835
1 travnya 2018

Lentы majskoho prokata pronyzanы motyvom protyvostojanyja obščestva y neskol'kyx autsajderov.

Odynokye buntary stremyatsya preobrazyt' myr k lučšemu y, v slučae neudačy ambycyoznoho predpryjatyja, lybo otomstyt' emu za neželanye menyat'sya, lybo ujty vo vnutrennyuju oppozycyju hrёz y xudožestvennoho vыmыsla.

S 3 maja

"Ostrov sobak", režyssёr Uэs Anderson

Otdav v svoej predšestvujuščej kartyne "Otel' "Hrand Budapešt" dan' "Evrope, kotoruju mы poteryaly", pryanyčnomu domyku yskusstva y xorošyx maner, pohublennomu pojavyvšejsya v nёm ved'moj nacyzma, Uэs Anderson obratylsya k myru buduščeho, ozarёnnomu hrozovыmy otbleskamy sehodnyašnyx trevoh.

Dejstvye эtoho vtoroho v karyere režyssёra anymacyonnoho fyl'ma razvoračyvaetsya v Japonyy, kotoruju pryveržennost' texnyčeskomu prohressu y specyfyka mestnoj korporatyvnoj эtyky vplotnuju pryblyzyly k toržestvu vыsokotexnolohyčnoj dyktaturы.

Vo vsyakom slučae, tak obstoyt delo v Nahasaky, čej mэr rasporyažaetsya vыslat' yz horoda na blyzležaščyj neobytaemыj ostrov vsex sobak, zamenyv yx storoževыmy robotamy.

Zabotoj o prohresse y hyhyene on maskyruet sobakonenavystnyčestvo, vospytannoe lyubov'ju k koškam (detal', kotoraja mnohym yz nas pokažetsya obydnoj).

Poslednej nadeždoj japonskoj demokratyy okazыvajutsya junыj plemyannyk žestokoho hradonačal'nyka, skytajuščyjsya po ostrovu v poyskax sobstvennoho pytomca, y neskol'ko vыstupyvšyx eho sputnykamy psov, ne utratyvšyx dobrыx čuvstv k čelovečestvu.

Zavsehdatay Berlynskoho kynofestyvalya, hde "Ostrov sobak" bыl nahraždёn "Serebryanыm medvedem" za lučšuju režyssuru, s udovol'stvyem hovoryly ob očevydnosty parallelej meždu dejstvyjamy mэra Nahasaky y antyэmyhrantskoj polytykoj nыnešnyx amerykanskyx vlastej, pry эtom vnešne heroj Andersona ves'ma napomynaet Yosyfa Stalyna, da y eho ymya, Kobajašy, kažetsya očevydnыm namёkom na podpol'nыj psevdonym sovetskoho voždya.

Vne zavysymosty ot zlobodnevnыx assocyacyj, fyl'm bыl vosprynyat kak snyataja v sootvetstvyy s myrovozzrenčeskymy ydealamy sovremennosty skazka o sposobnosty okazat' vozdejstvye na sud'bы čelovečestva hraždanskyx aktyvystov, maločyslennыx, no rešytel'nыx y spločёnnыx.

S 10 maja

"Molodaja ženščyna", režyssёr Leonor Seraj

Esly syužet o xudožnyke, pokynutom svoej muzoj – s razbytыm, no polnыm vdoxnovenyja serdcem, – možno otnesty k dovol'no populyarnыm, ystoryy o muze, vыstavlennoj xudožnykom za dver', vstrečajutsya nečasto, xotya podobnыj oborot predstavlyaetsya daže bolee dramatyčnыm.

Ne namnoho ly trudnee v dny nesčastlyvыx peremen obresty počvu pod nohamy ej, sposobnoj stat' dlya čužoho voobraženyja ystočnykom prekrasnыx y hor'kyx obrazov, no lyšёnnoj sobstvennoho tvorčeskoho dara, prynosyaščeho takoe utešenye tem, kto lyšylsya vseho ostal'noho, lehkomыslennoj Pryncesse, ostavlennoj na proyzvol sud'bы besserdečno spravedlyvыm Svynopasom?

Kartyna Leonor Seraj, stavšaja obladatelem "Zolotoj kamerы" za lučšyj debyut na Kannskom MKF, povestvuet o podobnoj heroyne, okazыvajuščejsya bez vsyakyx sredstv k suščestvovanyju posle rasstavanyja s yzvestnыm fotohrafom, čyej vozlyublennoj y model'ju ona bыla v tečenye mnohyx let.

Ne ymeja druhoho dostojanyja, krome drahocennostej, za kotorыe ona vыručaet neskol'ko desyatkov evro, y košky (stol' že neprysposoblennoj k samostojatel'noj žyzny, kak y eё xozyajka, no kuda bolee psyxyčesky uravnovešennoj), heroynya bezuspešno pыtaetsya otыskat' pryjut y podderžku u poludyužynы znakomыx y xvataetsya za lyubuju vozmožnost' zarabotka.

Otsutstvye obrazovanyja y lyubыx professyonal'nыx navыkov delajut eё personažem počty anaxronyčnыm, vmeste s tem podčёrkyvaja ynfantyl'nost' y svoeobraznuju trohatel'nost' эtoj žertvы эhoyzma okružajuščyx y sobstvennoj duševnoj leny.

So svoej bezotvetstvennost'ju y napusknoj samouverennost'ju, za kotoroj skrыvaetsya prebыvanye na hrany nervnoho srыva y bыtovaja bespomoščnost', ona napomynaet o central'nыx obrazax yz "Zavtraka u Tyffany" y "Tramvaja "Želanye", xotya Leonor Seraj, v otlyčye ot avtorov эtyx knyh, kažetsya, vsё že nadelyaet svoju heroynyu sposobnost'ju načat' novuju žyzn'.

"Do svydanyja tam, naverxu", režyssёr Al'ber Dyupontel'

Fyl'm Al'bera Dyupontelya, stavšyj odnym yz tryumfatorov poslednej ceremonyy vručenyja "Sezarov" (lenta oderžala pobedu v pyaty nomynacyjax, vklyučaja "Lučšuju režyssuru" y "Lučšyj adaptyrovannыj scenaryj"), povestvuet o molodom xudožnyke, yskalečennom v poslednyj den' Pervoj myrovoj, y eho boevom tovaryšče, hotovom rady druha, bыt' možet, slyškom na mnohoe.

Oščuščaja sebya žertvamy poročnoho myroustrojstva, ony orhanyzovыvajut aferu po sbыtu nesuščestvujuščyx pamyatnykov pavšym na polyax sraženyj, stremyas' ne stol'ko zarabotat', skol'ko dosadyt' lycemernomu obščestvu.

Xotya kartyna postavlena po romanu, nahraždёnnomu Honkurovskoj premyej, a eё avtor Pyer Lemetr vыstupyl soavtorom scenaryja, povestvovanye ne lyšeno čysto dramaturhyčeskyx ohrex – xarakterы personažej oboznačenы čeresčur sxematyčno, a yx postupky ynoj raz kažutsya yskusstvenno pryvyazannыmy k ydejnoj problematyke proyzvedenyja.

Y vsё že lenta Dyupontelya dostatočno vыrazytel'no otražaet temu trudnostej poslevoennoj adaptacyy, stol' boleznenno aktual'nuju v našej sovremennosty, svydetel'stvuet, čto k podlynnыm nuždam veteranov ne ymeet nykakoho otnošenyja xanžeskoe čestvovanye yx heroyzma obыvatelyamy y hosudarstvennыmy ynstytucyjamy.

S 17 maja

"Beskonečnost'", režyssёrы Džastyn Benson y Aaron Murxed

Javlyajutsya ly poklonnyky satanynskyx kul'tov plennykamy bezvrednoho bezumyja, yly že yx mračnыe verovanyja otražajut vlečenye k vpolne real'nыm sylam, yspokon vekov dovlejuščym nad našym myrom yly žduščym časa, čtobы projavyt' sebya?

Dlya heroev fyl'ma Bensona y Murxeda эtot vopros pryobretaet praktyčeskoe značenye.

V podrostkovom vozraste vstupyv v sektu ufolohov y pokynuv eё posle čeredы zahadočnыx proysšestvyj, ony ne mohut poborot' yskušenyja teper', desyatyletye spustya, vыjasnyt', čem bыlo v dejstvytel'nosty to, o čёm ony soxranyly obrыvočnыe y strannыe vospomynanyja.

Vskore ony ubeždajutsya ne tol'ko v tom, čto yx bыvšye tovaryščy v polnoj mere soxranyly svoju veru, no y pronykajutsya soznanyem, čto эta vera, k nesčast'ju, otnyud' ne bespočvenna.

Benson y Murxed yzvestnы zrytelyu po odnomu yz naybolee oryhynal'nыx obrazčykov žanra xorror, lente 2014-ho hoda "Vesna", v kotoroj syužetnыe povorotы strašnoj skazky predstavaly metaforoj toj hotovnosty k samootrečenyju y kompromyssam, kotorыx trebujut ot nas ser'ёznыe otnošenyja y s kotorыmy po-nastojaščemu pozvolyaet smyryt'sya tol'ko lyubov'.

Yx novaja rabota udostoylas' stol' že edynodušnoho pryznanyja krytykov, otmetyvšyx, čto "Beskonečnost'" javlyaetsya prekrasnыm dokazatel'stvom toho, čto prevosxodnыj scenaryj, uverennaja režyssura y ubedytel'noe aktёrskoe yspolnenye sposobnы sdelat' podlynnыm kynematohrafyčeskym sobыtyem fyl'm, lyšёnnыj proyzvodstvennoho razmaxa.

S 31 maja

"Krasavyca dlya čudovyšča", režyssёr Xayfa Al'-Mansur

Prydyrčyvыj эstet, cenytel' bezvkusnыx kalamburov, vozmožno, y obratyt vnymanye na vыdumannoe lokalyzatoramy nazvanye lentы Xayfы Al'-Mansur, odnako bolee zauryadnoho zrytelya, ne stol' čutkoho k obajanyju kytča, skoree bы pryvlёk oryhynal'nыj varyant – "Mэry Šelly".

Blestyaščaja pysatel'nyca, vnёsšaja značytel'nыj vklad v razvytye brytanskoj psyxolohyčeskoj prozы y stavšaja odnym yz osnovopoložnykov naučnoj fantastyky (sredy pročeho, vыstupyv avtorom edva ly ne pervoho "postapokalyptyčeskoho" proyzvedenyja, romana "Poslednyj čelovek"), zahlavnaja heroynya predstaёt v načale povestvovanyja pod svoej devyčyej famylyej, Hodvyn – v ystoryy lyteraturы ne menee slavnoj, kak yzvestno každomu poklonnyku napysannoho otcom Mэry Uyl'jamom Hodvynom "Kaleba Uyl'jamsa".

Yz rodytel'skoho doma eё uvodyt eščё odyn znamenytыj lyterator, odyn yz hlavnыx predstavytelej anhlyjskoho romantyzma Persy Byšy Šelly.

Uvы, vыsokyj poэtyčeskyx dar y pryvlekatel'naja vnešnost' daleko ne vsehda sočetajutsya s nravstvennыmy dostoynstvamy – yzbrannyk Mэry ymeet krajne smutnыe predstavlenyja o tom, na kakye sredstva smožet suščestvovat' vmeste so svoej vozlyublennoj, otlyčaetsya ystovoj pryveržennost'ju ydealam y praktykam svobodnoj lyubvy y, ko vsemu pročemu, uže ženat.

Vpročem, čudovyščem, kak na to namekaet otečestvennoe nazvanye fyl'ma, on vsё že ne javlyaetsya, predstavaja varyacyej večnoho obraza besputnoho henyja, čyym tvorčestvom možeš' naslaždat'sya tem syl'nee, čem dal'še tы deržyš'sya ot samoho avtora.

Stoyt otmetyt', čto postanovščykom эtoho kostyumnoho fyl'ma o lyubovnoj lodke, bыte y lyterature vыstupyla pervaja ženščyna-režyssёr yz Saudovskoj Aravyy (eё osыpannыj festyval'nыmy nahradamy debyutnыj fyl'm, trahykomedyju "Vadžda", krytyky sravnyvaly s šedevramy ytal'janskoho neorealyzma).

Nesomnenno, Xayfe Al'-Mansur dolžnы bыly pokazat'sya znakomыmy te pravovыe prehradы y obščestvennыe predrassudky, kotorыe pryxodylos' preodolevat' stremyaščymsya k samorealyzacyy anhlyčankam dva stoletyja nazad.

"Džym Puhovka y mašynyst Lukas", režyssёr Dennys Hanzel'

Tvorčestvo Myxaэlya Эnde, odnoho yz naybolee značytel'nыx nemeckyx detskyx pysatelej prošloho stoletyja, znakomo y nam, xotya hlavnыm obrazom po kynematohrafyčeskoj ynterpretacyy – эkranyzacyej naybolee yzvestnoho eho proyzvedenyja (kotoroj, kak эto obыčno y bыvaet, pysatel' bыl ves'ma nedovolen) javlyaetsya "Beskonečnaja ystoryja" Vol'fhanha Petersena.

Knyha o Džyme Puhovke (yzdannaja na ukraynskom v perevode Yhorya Andruščenko v 2010-m hodu) eščё v 70-x stala osnovoj dlya televyzyonnoho seryala, teper' že nastal čerёd kynoэkranyzacyy, polučyvšej dostatočno tёplыe otzыvы na rodyne.

Vsled za lyteraturnыm pervoystočnykom fyl'm povestvuet o putešestvyjax v nekotorыe udalёnnыe stranы černokožeho mal'čyka Džyma Puhovky y eho staršeho tovaryšča Lukasa.

Central'nыm yz yx pryklyučenyj stanovytsya operacyja po spasenyju pryncessы yz vostočnoj ymperyy, stavšej uznycej laherya dlya detej, osnovately kotoroho stremyatsya realyzovat' ves'ma neobыčnыe ydey o vospytanyy y učebnom processe.

Xotya proyzvedenyja Эnde vosprynymajutsya podčas kak carstvo fantazyy, ne ymejuščee otnošenyja k našemu myru, heroy "Džyma Puhovky y mašynysta Lukasa" okazыvajutsya vыnuždenы protyvostojat' skazočnomu varyantu ydeolohyy Tretyeho rejxa, ot režyma kotoroho postradala sem'ja pysatelya.

Aleksandr Husev, kynokrytyk, specyal'no dlya UP.Žyzn'

powered by lun.ua

Holovne na sajti